История храма

 

Указ об открытии в селе Люк самостоятельного прихода вышел 13 декабря 1849 года. Священный Синод выделил около десятка деревень из состава прихода Ижевского собора св. благоверного князя Александра Невского.
В 1850 году прихожане построили деревянный храм с одним престолом. Его освятили во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1863 году здание было перестроено и расширено.
В 1867 году было учреждено церковноприходское попечительство, а в 1873 году – церковно-приходская школа. Здесь родился будущий экзарх Грузии митрополит Алексий и академик — этнограф Дмитрий Зеленин.

Строительство современного кирпичного  храма, во имя святых апостолов Петра и Павла, было начато 5 июня 1901 года, по решению Сарапульского духовного правления. Строился он по проекту вятского губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина в течение нескольких лет на средства прихожан. Освящение его состоялось 11 декабря 1912 года.Большой вклад в строительство церкви внес священник Владимир Андреевич Устюгов, родившийся в Глазовском уезде в 1866г. С 1897 г. он «проходит на должности всепоучителя в Люкской земской школе». Церковно-приходская школа была открыта в 1873 г.
В первые десятилетия советского времени Петропавловский храм оставался в числе действующих, несмотря на сильное давление властей. Его не смогли закрыть даже в конце 30-х годов. В те годы все смешалось, служащие священники часто менялись, уходили одни, приходили другие. Прихожане вспоминают, что один из таких батюшек, о. Павел, привез очень много книг для храмовой библиотеки. Это было в 1937 году.
Матушка о. Алексия, одного из тех «временных» священников, Вера Николаевна осталась в Люке, помогала людям до самой своей кончины, даже читала наизусть акафисты.

Были здесь и свои мученики за Христа. Имена их – Иван и Николай. Это были странники, о которых никто не знал, откуда они пришли. Одного из них, Ивана, протоиерей Вениамин (Глухих) вспоминал как младенца по чистоте духа, хотя было ему в те годы около 20 лет. Тихой молитвенности и простоты был исполнен тот юноша. Однажды в Люке он попросил у одной хозяйки немного яиц, но она поскупилась и прогнала его. Иван высказал ей свою обиду и удалился. Вскоре у этой женщины случился пожар, во время которого сгорели еще четыре хозяйства. Она оговорила перед мужиками Ивана как поджигателя, и они в приступе гнева замучили его и зарыли в яме для навозной жижи.
Закрыли храм по решению властей в годы «хрущевских гонений» в 1960 году и передали для нужд школы. Последним перед закрытием Петропавловского храма настоятелем был священник Александр Абашев, который потом доживал свои дни в Пензе у дочери.  По свидетельству инокини Агриппины, накануне неизвестные, одетые в национальные удмуртские костюмы, устроили на паперти ночную свистопляску с криками: «Храм наш! Храм наш!» — и потом исчезли. По воспоминанию монахини Августы (Шиляевой) ее отец, бывший старостой, с благословения архиепископа Ювеналия (Килина) ездил за советом к о. Кукше. Вопрос был один: бороться ли за удержание храма? Он получил ответ, что сейчас это бесполезно, все равно заберут, но впоследствии сами вернут церковь.

В 1986 году тогда еще мирянин Вениамин Глухих начал возрождать духовную жизнь в с. Люк. Для этого он организовал перенесение заброшенной часовни из своей родной деревни Большой Кияик в Люк и устроил в ней храм Ризоположения Божией Матери. Часовня была ветхая, построенная в 1876 году, и пришлось ее значительно обновить. Во всех этих работах очень много помог колхоз. В 1991 году прихожане, возглавляемые Вениамином Глухих, добились открытия прихода Ризоположения Божией Матери. Среди первых служивших на приходе священников были Петр Белоногов и Игорь Зорин. В те же годы начались хлопоты о передаче прихожанам Петропавловского храма. А в феврале 1994 года Вениамин Глухих был рукоположен и сам стал проводить регулярные богослужения.

По молитвам и хлопотам возглавляемой им маленькой общины был возвращен и отремонтирован храм святых апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям прихожан, однажды, еще до освящения церкви, во время грозы шаровая молния вошла туда через южный вход и никого не задев, завершила свой путь в алтаре. Для селян это случай, наверное, был добрым знаком благодатного возрождения старого храма. В храме первоверховных апостолов Петра и Павла сохранилась уникальная напольная кафельная плитка, изготовленная Елабужскими купцами. Подобная плитка имеет уникальные характеристики и не имеет аналогов. Технология изготовления была утеряна с уничтожением купечества в советские годы. В Елабуге подобная кафельная плитка сохранилось частично в Спасском Соборе. Елабужские Соборы были разграблены советскими властями, остальное убранство храмов, в том числе кафельную плитку растаскивало население вплоть до 90-х годов — времен восстановления православных храмов.Сегодня церковь  вновь обретя свой первозданный архитектурный облик, не только служит украшением села Люк, но по праву считается его животворным символом и духовным центром.

Впоследствии протоиерей Вениамин ушел на покой и мирно отошел ко Господу в октябре 2007 года, приняв схиму с именем Кукша.Кукша Похоронили его в Успенском женском монастыре с. Перевозное рядом с храмом.

После отца Вениамина приход возглавил священник Александр Хлебников.6

6 октября 2011 года на приход  назначен настоятелем иерей Николай Середа.

Николай Середа


18.11.2013 года настоятелем прихода назначен иерей Алексей Меньков.

Настоятель

Настоятель – священник иерей Алексей Меньков

Адрес: 427016, с. Люк, ул. Советская, 64

Тел.: +7 9128527540

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *